Конфигурация «1С:Предприятие 8. Бухгалтерия для Казахстана, редакция 2.0» предназначена для автоматизации бухгалтерского и налогового учета в соответствии действующим налоговым законодательством республики Казахстан.
Но в условиях кризиса руководителю необходимо средство для получения оперативной информации при принятии управленческих решений. И такое средство поддержки в конфигурации есть. Теперь руководитель может контролировать финансовые результаты основных видов деятельности, чтобы предвидеть возникновение неблагоприятной ситуации и своевременно принять меры.
Средство доступно через «Панель функций» в закладке «Руководителю» – так называемый Центр антикризисного управления (рис. 1).
Давайте разберем подробнее, что предлагает программа для управленческого учета.
Раздел «Оперативные данные» показывает динамику изменений таких показателей деятельности, как Денежные средства (остаток, поступление) и Продажи. В первой таблице (рис. 2) три колонки: «Сегодня» – актуальные данные на сегодня, «Вчера» – данные на предшествующую дату (устанавливается пользователем самостоятельно) и третья колонка «Изм.» показывает отклонение в процентах (%).
Во второй таблице (рис. 3) отражаются данные по продажам и поступлению денежных средств за текущий месяц. Эти данные приводятся в сравнении с аналогичным периодом (в пределах 10 дней) за прошлый месяц и прошлый год. Также указываются отклонения в процентах.
Таким образом, есть возможность провести сравнительный анализ продаж и движения денежных средств, имея всего один отчет перед глазами.
И в третьей таблице (рис. 4) отражается задолженность покупателей (отдельно выделена просроченная), а также оборотные средства. Выводится динамика изменений на сегодня по сравнению с началом месяца. Для отражения задолженности покупателей можно дополнительно настроить счета учета расчетов.
При необходимости получения более детальных данных используются Отчеты для руководителя. Давайте познакомимся с ними поближе.
В «Отчете о реализации товаров услуг» (Продажи) отражаются: реализация, возвраты, прибыль предприятия (Profit) в целом по организации и по каждой номенклатуре или покупателю, в частности (рис. 6,7). Отчет доступен также через меню Продажи. Настройка структуры отчета позволяет добавлять группировки и/или устанавливать отборы по складам, видам продукции, покупателям и т.п. В сумму реализации включается выручка предприятия по реализованным товарам (работам, услугам) вне зависимости от их оплаты.
Чтобы точнее отслеживать финансовую устойчивость предприятия, необходимо анализировать доходы и расходы. Отчет «Доходы и расходы (прибыль/убыток)» (рис. 8) отражает эффективность работы по основным видам деятельности в разрезе прибылей и убытков. Расходы в таблице детализируются по статьям затрат, а доходы – по видам доходов.
При формировании отчета в течение месяца прибыль (убыток) рассчитывается без учета затрат, которые отражаются в программе после Закрытия месяца.
Показатели отчета “Доходы без НДС” и “Расходы” могут быть расшифрованы.
Отчет «Оборотные средства» (рис. 9) отражает состояние оборотных средств – т.е. денежных средств и краткосрочных финансовых вложений (дебиторская задолженность и запасы) на начало и конец периода в сумме и в процентах. Благодаря отчету можно наглядно увидеть удельный вес конкретного оборотного средства в общей величине оборотных средств на начало и конец периода.
Высокий удельный вес дебиторской задолженности в составе оборотных средств выявляет зависимость финансового состояния предприятия от платежеспособности покупателей.
Подраздел «Денежные средства» представлен тремя отчетами.
В отчете «Остатки денежных средств» (рис. 10) отражены остатки денежных средств в целом по организации, по каждой валюте с детализацией остатков по кассам, расчетным счетам и подотчетным лицам на определенную дату.
При необходимости, любой показатель отчета может быть расшифрован.
Для анализа поступления денежных средств в кассу и на расчетные счета предлагается использовать отчет «Поступление денежных средств» (рис. 11). Данные по поступлениям ДС отражаются в целом по организации с детализацией по видам поступления. Отчет может быть сформирован и в табличном виде, и в виде диаграммы.
Также в табличном виде и в виде диаграммы формируется отчет «Расход денежных средств» (рис. 12). В отчете отражаются расходы денежных средств из кассы и с расчетных счетов с детализацией по видам расхода.
В группы «Расчеты с покупателями» и «Расчеты с поставщиками» включены отчеты, позволяющие проанализировать изменение дебиторской и кредиторской задолженности за определенный период времени, выявить наиболее «старых» должников (по периодам возникновения долга и выполнению условий договора по срокам оплаты), просроченную сумму задолженности в сравнении с началом месяца и началом года. Остановимся на некоторых из них.
В отчете «Динамика задолженности покупателей» (рис. 13) существует возможность настроить количество выводимых записей в диаграмме. В этом случае в диаграмме будут отражены контрагенты с наибольшей задолженностью за весь период формирования отчета. Помимо диаграммы также формируется таблица с детализацией сумм задолженности по контрагентам за период.
На величину кредиторской задолженности предприятия влияют различные условия (общий объем покупок, условия договоров с контрагентами, степень насыщенности рынка данной продукцией и так далее). Поэтому качественный анализ кредиторской задолженности и последовательность в использовании его результатов является необходимостью.
Для подобного анализа и предназначен отчет «Задолженность поставщикам» (рис. 14), отражающий суммы задолженности и авансов по каждому поставщику на начало и конец периода. Также в отчете предоставлена информация по увеличению и погашению долга во время выбранного периода.
Поставщики в списке отсортированы по убыванию долга на конец периода.
Отчет «Задолженность покупателей по срокам долга» предназначен для отслеживания контрагентов-должников с детализацией по периодам просроченности оплаты. А отчет «Задолженность поставщикам по срокам долга» (рис. 15) показывает периоды возникновения кредиторской задолженности.
В таблице контрагенты отсортированы по принципу уменьшения задолженности.
Количество и длительность интервалов можно настроить «под себя», используя кнопку «Настройка интервалов» (см. рис. 16).
Отчет «Просроченная задолженность покупателей» (рис. 17) показывает просроченную сумму задолженности покупателей в сравнении с началом месяца и началом года.
Предусмотрена возможность установки единого срока оплаты по всем договорам с покупателями, после которого задолженность становится просроченной. Для этого в настройке параметров учета существует раздел «Аналитический учет расчетов с контрагентами». При необходимости по каждому договору можно устанавливать другой срок оплаты.
Подведем итог сказанному: стандартные бухгалтерские отчеты типа оборотно-сальдовой ведомости или карточки счета уже давно стали привычным инструментом анализа в руках бухгалтера, но все чаще возникает необходимость взглянуть на знакомые цифры с другой стороны или под другим углом зрения. Помочь в этом вопросе как раз и должны те отчеты, о которых говорится в данной статье. Больше творчества, ищите нестандартные решения в типовой конфигурации, и тогда любая задача будет по плечу.